Вопрос гуманного обращения с животными был рассмотрен в Конституционном Суде

18 июня 2024 года в открытом заседании Конституционного Суда РФ были рассмотрены нормы Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по запросу Верховного суда Республики Бурятия.

  • Фабула дела

  В производстве Верховного Суда Республики Бурятия находится дело по административному иску группы зоозащитников о признании недействующими отдельных положений Закона Республики Бурятия от 22.11.2023 № 185-VII «Об установлении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и определении перечня мероприятий при осуществлении такой деятельности на территории Республики Бурятия». Истцы посчитали неправомерной норму ст. 8 данного Закона, которая устанавливает возможность умерщвления животных в случае признания их невостребованными (если в течение 30 календарных дней пребывания в пунктах временного содержания животное без владельца осталось невостребованным физическими или юридическими лицами, умерщвление производится на 31-й день с момента отлова).
  Верховный Суд Республики Бурятия направил в Конституционный Суд РФ запрос в связи с неопределенностью в вопросе соответствия Конституции РФ норм ч. 4 ст. 7, абз. 1 ч. 1 и ч. 7 ст. 18 Федерального закона № 498-ФЗ. Данные нормы закрепляют, что органы государственной власти субъектов вправе законодательным актом устанавливать порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и определять перечень мероприятий при осуществлении такой деятельности, а также предусматривают, порядок ее осуществления устанавливается уполномоченным органом в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством РФ, если иное не установлено законодательными актами субъектов РФ. Свобода, предоставленная субъектам в области правового регулирования обращения с животными без владельцев, привела к тому, что на данный момент региональное законодательство предусматривает правила, отличные от указаний Правительства РФ, в том числе создает возможность для умерщвления невостребованных животных. Верховный суд Республики Бурятия полагает, что указанные положения противоречат Конституции РФ, нарушают принцип гуманного обращения с животными.

  • Мнения

  Представитель Совета Федерации Рукавишникова Ирина Валерьевна высказала мнение, что рассматриваемые нормы не противоречат Конституции РФ. Как указала представитель Совета Федерации, субъекты были наделены дополнительными полномочиями в области распоряжения судьбой животных без владельцев с целью учета региональной специфики, географических и экономических особенностей субъектов. При этом, подобные полномочия не исключают необходимость соответствия регионального законодательства федеральному регулированию, в том числе региональные нормативно-правовые акты должны учитывать принцип гуманного обращения с животными.
Полномочный представитель Президента РФ в Конституционном Суде Коновалов Александр Владимирович отметил, что содержание животных не должно приводить к нарушению прав человека, в том числе прав на жизнь и охрану здоровья. В связи с этим, представитель Президента РФ назвал рассматриваемые положения соответствующими Конституции, необходимыми для целей защиты прав человека.
  Полномочный представитель Генеральной прокуратуры в Конституционном Суде Росинский Вячеслав Всеволодович указал, что к полномочиям органов субъектов относится установление порядка обращения с животными без владельцев. Федеральное законодательство не содержит правил о сроках содержания животных в пунктах временного содержания, поэтому данный вопрос был урегулирован на региональном уровне. Подобная ситуация, по мнению представителя Генеральной прокуратуры, свидетельствует о потенциальной возможности игнорирования методических указаний Правительства РФ на региональном уровне.
  Так, ст. 2 Закона Республики Бурятия содержит определение: животное, представляющее опасность для человека, - животное, проявляющее немотивированную агрессивность, и (или) причинившее вред здоровью или жизни человека, и (или) не способное к адаптации, смене среды обитания и условий жизни (не откликается, не подходит к человеку, старается вырваться из вольера, не принимает корм от человека), а также животное, находящееся в стае, численность которой одновременно составляет 3 и более особей. В данном Законе основанием для умерщвления животного в пункте временного содержания называется, например, отказ принимать корм, когда подобное действие может расцениваться как естественная поведенческая реакция живых существ.
  Как считает Росинский Вячеслав Всеволодович, принятый в регионе порядок не соответствует федеральному регулированию, поэтому Конституционный Суд может признать оспариваемые нормы неконституционными.


Источник

 


*Экспертами Санкт-Петербургского государственного университета был проведен мониторинг правоприменения по теме: «Обращение с животными» в части действия Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также было проведено исследование на тему: «Установление дополнительных требований к содержанию домашних животных, в том числе к их выгулу» в части действия Федерального закона № 498-ФЗ, а также региональных и местных нормативных актов, устанавливающих дополнительные требования к содержанию домашних животных. Ознакомиться с материалами исследований можно по ссылке.

Вы здесь: Главная Новости Вопрос гуманного обращения с животными был рассмотрен в Конституционном Суде