Ученые СПбГУ: законодательство о маркетплейсах требует доработки
- Информация о материале
- Опубликовано: 22 августа 2022
- Просмотров: 181
Эксперты Санкт-Петербургского университета изучили судебную практику в сфере онлайн-продаж и пришли к выводу, что действующее законодательство недостаточно точно регулирует работу интернет-агрегаторов — сервисов по заказу такси, авиабилетов, товаров, бронированию гостиниц и квартир.
Агрегаторы захватили значительную часть рынка, а в некоторых сферах, например в случае с заказом такси, почти вытеснили привычные раньше способы взаимодействия покупателя и продавца. Принцип работы всех интернет-агрегаторов, маркетплейсов похожий: площадка собирает предложения разных продавцов и предлагает клиенту выбрать.
Несмотря на масштаб таких продаж, действующее законодательство не содержит обобщающего понятия «онлайн-площадки» как инструмента электронной коммерции с участием потребителей — граждан. Нет в законодательстве также и понятия «маркетплейс».
Шаги по урегулированию спорных вопросов работы агрегаторов были предприняты четыре года назад, когда в закон о защите прав потребителей были внесены изменения: введено понятие «владелец агрегатора информации о товарах (услугах)». Согласно новой редакции закона, агрегатором информации о товарах и услугах признается программа, сайт или страница, которые одновременно дают возможность ознакомиться с предложением, заключить договор с продавцом и произвести предоплату. Обязательно соблюдение всех трех условий. Из буквального толкования следует, что не каждая площадка, которая относится к агрегаторам с обывательской точки зрения, будет подпадать под регулирование.
Так, например, некоторые агрегаторы-гиганты, такие как AliExpress, вообще не принимают оплату на своем сайте, используя другие платежные шлюзы, разные юридические лица. В случае с AliExpress оплата заказов осуществляется через AliPay (входит в Alibaba Group). В практике также были случаи, когда маркетплейсы специально отключали возможность оплаты товаров на сайте. Например, в 2018 году так поступил «Яндекс.Маркет». Он удалил с сайта «корзину», оставив только информацию о товарах и ссылки на продавцов.
С более подробной информацией можно ознакомиться здесь.
С полным текстом отчёта о проведённом исследовании можно ознакомиться здесь.